Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Рязанского областного суда от 07.02.2006
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОДПУНКТОВ 1, 2, 3 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ" ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА № 133-ОЗ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 47, 07.03.2006 (Извлечение)


Решение вступило в законную силу с 23 февраля 2006 года.



РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2006 года

(Извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанской области о признании подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 1 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями" от 02.12.2005 № 133-ОЗ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

Прокурор Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими названных положений Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями".
В обоснование своих требований прокурор указал, что данный Закон принят Рязанской областной Думой 16 ноября 2005 года, подписан Губернатором Рязанской области 2 декабря 2005 года и опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 6 декабря 2005 года N_263 - 264.
Статьей 1 данного Закона области органы местного самоуправления необоснованно наделяются отдельными государственными полномочиями, отнесенными федеральным законодательством к полномочиям государственных органов субъектов РФ и осуществляемыми ими самостоятельно за счет средств бюджета.
Так, согласно подпункту 1 ч. 1 ст. 1 Закона органы местного самоуправления наделены полномочием по обеспечению гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Вместе с тем, согласно подпункту 13 п. 2 ст. 26.3. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" указанное полномочие отнесено к полномочию органов государственной власти субъекта РФ по предмету совместного ведения, осуществляемому самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Указанным пунктом определен и способ исполнения субъектом таких полномочий - путем выделения субвенций местным бюджетам.
Кроме того, ст. 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" из перечня вопросов местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам исключены полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса вследствие отнесения их к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 1 того же Закона области органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг путем предоставления субсидий местным бюджетам.
Однако предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам таких субсидий, согласно подпункту 25 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ у по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Подпунктом 3 ч. 1 ст. 1 Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по реализации Закона области от 10.03.2000 № 22-ОЗ "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" в части выплаты социального пособия на погребение, возмещению стоимости услуг по погребению на неработающих и не являющихся пенсионерами граждан, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Следовательно, органам местного самоуправления переданы полномочия, установленные в соответствии с требованиями п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" статьей 12 Закона области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области", согласно которой стоимость услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Однако на основании подпункта 41 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения, согласно ст. 1 ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливаются этим Федеральным законом.
Все перечисленные в оспариваемых нормах полномочия не могут быть переданы органам местного самоуправления, поскольку в подпункте 6 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также иных федеральных законах отсутствует указание о возможности их передачи органам местного самоуправления законами субъектов РФ.
По указанным основаниям прокурор просил признать недействующими подпункты 1, 2, 3 пункта 1 статьи 1 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями".
В судебном заседании представители прокуратуры Рязанской области С.Н.М., Ч.М.А. поддержали заявленные требования.
Представители Рязанской областной Думы А.Л.В., В.П.К., заявленные требования не признали и пояснили, что в силу Положений п. 6 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" допускается передача названных полномочий органам местного самоуправления, поэтому просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав прокурора, представителя Рязанской областной Думы, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Рязанской областной Думой 16 ноября 2005 года принят Закон Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями) который подписан Губернатором Рязанской области 2 декабря 2005 года и опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 6 декабря 2005 года № 263 - 264.
Статьей 1 данного Закона области органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями - по финансированию расходов, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного (подпункт 1 пункта 1); по выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (подпункт 2 пункта 1); по выплате социального пособия на погребение или возмещения стоимости услуг по погребению неработающих и не являющихся пенсионерами граждан, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (подпункт 3 пункт 1).
В пункте 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" перечислены вопросы, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти.
Вместе с тем, в силу пункта 6 ст. 26.3 законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению всех вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта РФ), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Решение вопросов, о которых говорится в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 1 Закона Рязанской области, оспариваемой прокурором нормы, полностью соотносится с вопросами, о которых говорится в подпунктах 13 и 25 пункта 2 названной статьи Федерального закона.
Как указывалось выше, решение вопросов, о которых говорится в подпунктах 13 и 25 пункта 2 названной статьи федерального закона, не может быть передано органам местного самоуправления, следовательно, Законом Рязанской области названные полномочия переданы вопреки требованиям федерального закона.
Доводы представителей Рязанской областной Думы о том, что из текста п. 6 ст. 26.3 Федерального закона следует, что не могут передаваться государственные полномочия, о которых говорится в подпунктах 13 и 25 только в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта РФ, основаны на неправильном толковании закона, поскольку изложенная в федеральном законе фраза "(в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта РФ)" относится не к этим подпунктам, а к пункту 2 и только в отношении тех его положений, где решаются вопросы, касающиеся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта РФ.
Также суд считает необходимым отметить, что из подпунктов 13 и 25 пункта 2 ст. 26.3 федерального закона следует, что решение органами государственной власти данных вопросов осуществляется путем выделения субвенций местным бюджетам. Однако наличие запрета на передачу этих полномочий никаким образом не связано с необходимостью выделения субвенций местным бюджетам для решения данных вопросов.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Данный подпункт не перечислен в п. 6 ст. 26.3 Федерального закона, соответственно органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями по решению вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения (с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Однако в соответствии с требованиями п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" и статьи 12 Закона области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" стоимость услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств областного бюджета - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. То есть в отношении этой категории умерших специальный закон предусмотрел, что возмещение расходов производится непосредственно из областного бюджета, следовательно, принятие Рязанской областной Думой правовой нормы, регулирующей выплату этих средств органом местного самоуправления (даже при условии возмещения материальных ресурсов) противоречит положениям федерального закона.
Таким образом, подпункты 1, 2, 3 пункта 1 статьи 1 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями" от 02.12.2005 № 133-ОЗ противоречат федеральному законодательству, поэтому подлежат признанию недействующими.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд считает, что названные пункты оспариваемого закона подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку в отношении прошедшего периода участники этих правоотношений исполнили свои права и обязанности. Если названные нормы нарушили права конкретных лиц, то они не лишены возможности обратиться в суд с иском о защите имущественных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Рязанской области удовлетворить, признать недействующими - подпункты 1, 2, 3 пункта 1 статьи 1 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области отдельными государственными полномочиями" от 2 декабря 2005 года № 133-ОЗ со дня вступления решения суда в законную силу.
Рязанской областной Думе опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru