Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 11.05.2006 № А54-1901/2006-С21
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ИСТЦА ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ТАК КАК МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА ПОДТВЕРДИЛОСЬ, ЧТО ИСТЕЦ ОСУЩЕСТВЛЯЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВИДЕО- И АУДИОПРОДУКЦИИ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ДОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 22.08.2006 № А54-1901/2006-С21 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2006 г. № А54-1901/2006-С21

(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель Ж. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 879 от 14.04.2006 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 1000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ.
Предприниматель Ж. заявление о признании незаконным и отмене постановления № 879 от 14.04.2006 поддерживает, основания изложены в заявлении.
Представитель Территориального управления считает постановление об административном правонарушении законным и обоснованным, доводы изложены в отзыве.
В ходе рассмотрения дела установлено: в соответствии с заданием прокуратуры Рязанской области о проведении проверки законодательства, регулирующего вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности, прокуратурой Рязанского района Рязанской области была организована проверка субъектов предпринимательской деятельности с привлечением сотрудников ОВД Рязанского района.
30.03.2006 сотрудниками милиции внутренних дел совместно с работниками прокуратуры проведена проверка предпринимателя Ж. по вопросам исполнения законодательства, регулирующего вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности.
При проведении проверки 30.03.2006 установлено, что в торговом павильоне торгово-развлекательного комплекса "Мегаполис", расположенном по адресу: Рязанская область, на DVD-продукцию имеется только внутренняя накладная на прием товара от предпринимателя Ж.; DVD-диски не упакованы; ни коробка, ни диск не имеют сведений об изготовителе, качестве товара, лицензионных сведений.
Проверкой установлено, что в торговом павильоне торгово-развлекательного комплекса "Мегаполис", расположенном по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, предприниматель Ж. с середины марта 2006 г. осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации видео- и аудиопродукции с нарушением требований о порядке доведения информации о товаре до потребителя; в нарушение требований Закона РФ "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992 и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, необходимая информация и документы о реализуемом товаре (видео- и аудиопродукции) на момент проверки отсутствовали.
По данному факту зам. прокурора Рязанского района Н. в отношении предпринимателя Ж. 31.03.2006 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.15 КоАП РФ. Копия постановления вручена предпринимателю Ж. лично.
Из письменных объяснений предпринимателя Ж. от 31.03.2006 следует, что с середины марта 2006 года в проверяемую торговую точку были завезены для продажи диски (DVD, CD, MP-3), содержащие видеофильмы и мультфильмы, а также аудиозапись различной музыки. Все аудио- и видеодиски приобретены на рынке в г. Москве. Со слов заявителя, на DVD диски имелись сертификаты, на все диски были выданы накладные. При переезде из одного офисного помещения в другое была утеряна папка с документами на реализуемые аудио- и видеодиски, поэтому в торговом павильоне документы на диски, кроме внутренних накладных, отсутствовали. Поскольку диски привезены для реализации впервые - для изучения спроса, поэтому оборудование для воспроизведения фрагментов записи аудиовизуального произведения или фонограммы в торговый павильон завезти не успел. Вывеска с указанием режима работы торгового павильона, а также всех реквизитов индивидуального предпринимателя, со слов заявителя, на 28.03.2006 на входной двери имелась и, вероятно, была сорвана посетителями комплекса, поэтому 30.03.2006 - на момент проверки - ее не оказалось.
Из письменных объяснений продавца Е. от 30.03.2006 следует, что с середины февраля 2006 года началась реализация CD и MP-3 дисков; на все имеющиеся в продаже диски имеются только накладные; каких-либо документов, подтверждающих происхождение, изготовителей, качество реализуемых товаров (аудио- и видеодиски) не имеется. Товары для реализации в торговом павильоне привозит лично предприниматель Ж.; при приеме товара продавец Е. пересчитывает количество и сверяет с накладной; наличие информации о качестве товара и его изготовителе не проверяется, осмотр дисков для выявления каких-либо повреждений не проводится. Вывеска о режиме работы торгового павильона, наименовании продавца и местонахождении отсутствует, причины ее отсутствия продавец Е. пояснить не может.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2006 направлено для рассмотрения в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области.
Уведомлением № 0834 от 07.04.2006 ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области уведомило предпринимателя Ж. о необходимости явки на административную комиссию 14.04.2006 в 10 часов по адресу: г. Рязань для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, возбужденного прокуратурой Рязанского района Рязанской области.
14.04.2006 дело об административном правонарушении было рассмотрено в присутствии предпринимателя Ж.; по результатам рассмотрения заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области С. вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 879.
Не согласившись с постановлением ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области от 31.03.2006 № 879, предприниматель Ж. обратился Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, доводы предпринимателя Ж. и представителя Территориального управления, Арбитражный суд считает, что заявление предпринимателя Ж. не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Ж., проживающий по адресу: г. Рязань, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 25.08.2003, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя № ГО 43223, основной государственный регистрационный номер 304623009700058.
Согласно ст. 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 4 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992 (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ) предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно статье 9 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Статьей 10 Закона установлена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81, от 12.07.2003 № 421, от 01.02.2005 № 49, от 08.02.2006 № 80) продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
В соответствии с пунктом 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Согласно пункту 90 Правил не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток.
При продаже экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм продавец обязан предоставить покупателю помимо сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, следующую информацию о предлагаемом к продаже товаре, наличие которой на каждом экземпляре (упаковке) является обязательным: наименование, место нахождения изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения или фонограммы, номер лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм; технические характеристики аудио- или видеоносителя, а также записи аудиовизуального произведения и фонограммы; сведения об обладателе авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения и фонограммы.
В отношении экземпляров фильмов продавец обязан предоставить покупателю также следующую информацию: номер и дата выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения; наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска; основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.); продолжительность фильма (в минутах); рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением (при их наличии).
Согласно пункту 91 Правил экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм до подачи в торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, включая осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, а также наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, отсутствие которой препятствует продавцу в полном объеме выполнять требования пункта 90 настоящих Правил.
Согласно пункту 92 Правил при передаче оплаченного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет целостность его упаковки, а по требованию покупателя предоставляет ему возможность ознакомления с фрагментами аудиовизуального произведения или фонограммы.
Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, а административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса, и выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Представленное в материалы дела постановление прокурора от 31.03.2006 соответствует вышеуказанным требованиям.
Факт реализации предпринимателем Ж. видео- и аудиопродукции в отсутствие необходимой информации и без соответствующих документов признан судом доказанным, поскольку подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2006, объяснениями продавца Е. от 30.03.2006, объяснениями предпринимателя Ж. от 31.03.2006, актом проверочной закупки от 30.03.2006.
Таким образом, судом установлен факт продажи предпринимателем Ж. аудио- и видеопродукции с нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Полномочия заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области С. по рассмотрению дел об административных правонарушениях и вынесению оспариваемого постановления определены ст. 23.49 КоАП РФ и приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 659-л от 08.04.2005.
Довод заявителя о применении ст. 2.9 КоАП РФ отклоняется судом исходя из следующего.
Судом учтено, что в силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Суд считает, что допущенные заявителем нарушения существенно угрожают охраняемым общественным отношениям, поскольку нарушены требования Федерального закона "О защите прав потребителей". Федеральный закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Кроме того, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения является правом судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд считает, что постановление Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 879 от 31.03.2006 о привлечении предпринимателя Ж. к административной ответственности на основании ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере 1000 руб., вынесенное административным органом с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности, следует признать законным и обоснованным. Правовые основания для удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Ж. отсутствуют.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 2.4, 4.1, 4.2, ст. 14.15, 25.11, 26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 28.5, 28.8, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ж., родившегося 23.07.1980 в г. Рязани, проживающего по адресу: г. Рязань, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 25.08.2003, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя № ГО 43223, основной государственный регистрационный номер 304623009700058, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 879 от 31.03.2006 о привлечении предпринимателя Ж. к административной ответственности на основании ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 руб., отказать полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru