Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Рязанской области от 05.12.2000 № 92-ОЗ
(ред. от 18.07.2006)
"О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Постановлением РОД от 22.11.2000 № 694)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Рязанские ведомости", № 257, 28.12.2000.



Утратил силу в связи с принятием Закона Рязанской области от 09.04.2008 № 44-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом Рязанской области от 18.07.2006 № 70-ОЗ, вступают в силу со дня его официального опубликования.



5 декабря 2000 года № 92-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Рязанской областной Думой
22 ноября 2000 года

(в ред. Законов Рязанской области
от 03.09.2001 № 57-ОЗ, от 02.02.2005 № 8-ОЗ,
от 18.07.2006 № 70-ОЗ)

Настоящий Закон определяет правовые, организационные, финансово-экономические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также форм и способов государственного контроля качества обслуживания населения.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

Жилищно-коммунальное хозяйство области - комплекс объектов инженерной инфраструктуры, зданий и сооружений различного назначения, а также система предприятий и учреждений, обеспечивающих гарантированный уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг в населенных пунктах Рязанской области.
Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства - Российская Федерация, Рязанская область, муниципальные образования, юридические лица и граждане, зарегистрировавшие право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства - сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие или посредством которых осуществляется процесс производства и предоставления услуг.
Инженерная инфраструктура - комплекс сооружений инженерных сетей водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов.
Технологические фонды жилищно-коммунального хозяйства - объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилищный фонд, инженерные сети, котельные, насосные и другие сооружения), служащие для непосредственного производства и доставки жилищно-коммунальных услуг потребителям.
Производственные фонды жилищно-коммунального хозяйства - здания, сооружения, машины, механизмы и оборудование предприятий, обеспечивающие обслуживание технологических фондов.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства - организации различных форм собственности, имеющие лицензию и осуществляющие эксплуатацию и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства по договору с собственником или уполномоченной им организацией (они же подрядчики).
Потребитель жилищно-коммунальных услуг - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами жилищно-коммунального хозяйства на основании заключенного договора.
Исполнители жилищно-коммунальных услуг - предприятия или учреждения, в собственности, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном, общественном или частном жилищном фонде.
Служба заказчика (управляющая организация) - учреждение органа местного самоуправления, наделенное полномочиями для формирования муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг жилищно-коммунального назначения, заключающее с предприятиями-подрядчиками различных форм собственности и потребителями жилищно-коммунальных услуг договоры на содержание, ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказание услуг потребителям.
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области - исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий функции государственного управления, координации функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на территории области.
(абзац в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
Государственная жилищная инспекция Рязанской области - исполнительный орган государственной власти Рязанской области, входящий в систему органов государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, осуществляющий контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
(абзац в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых и иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Органы территориального общественного самоуправления - органы, создаваемые населением части территории муниципального образования для осуществления соответствующих полномочий.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги - система ставок оплаты обслуживания жилья и коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальных услуг - группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям.
Стандарт качества - показатели, устанавливающие обязательные требования к качеству жилищно-коммунальных услуг в соответствии с санитарными, строительными и иными нормами и правилами.

Статья 2. Цели и назначение жилищно-коммунального хозяйства как системы жизнеобеспечения

Целями и назначением жилищно-коммунального хозяйства области является обеспечение гарантированного уровня жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со стандартами и нормативами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области, а также обеспечение сохранности объектов жилищно-коммунального хозяйства, поддержание необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов, соответствующих уровню экономического состояния области.

Статья 3. Виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве

Исходя из функциональных и технологических задач и особенностей, жилищно-коммунальное хозяйство может включать в свой состав предприятия и учреждения, осуществляющие следующие виды деятельности:
- водоснабжение, водоотведение, включая ливневую канализацию, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (включая сжиженный и природный газ);
- очистку сточных вод, включая утилизацию осадков сточных вод, сбор, вывоз, утилизацию и захоронение бытовых отходов, сезонную уборку улиц, дорог, площадей, обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории населенных пунктов, содержание отопительных печей, газоходов и дымоходов (в домах с печным и газовым отоплением, с газовыми колонками), вентиляции;
- строительство, эксплуатацию и ремонт объектов благоустройства и дорожно-мостового хозяйства населенных пунктов;
- содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство, уборку и благоустройство придомовых территорий;
- предоставление услуг бань, прачечных, гостиниц, ритуальных услуг, учет недвижимости.

Статья 4. Правовые основы деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Правовую основу функционирования жилищно-коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Рязанской области, правовые акты органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Задачами настоящего Закона является регулирование взаимоотношений по производству и реализации жилищно-коммунальных услуг, совершенствование договорных отношений между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, службами заказчика, исполнителями и потребителями услуг, установление их прав, обязанностей и ответственности, оценка и стимулирование качества предоставляемых услуг, рациональное, экономичное использование энергии и энергоносителей.

Статья 5. Региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

(в ред. Закона Рязанской области от 18.07.2006 № 70-ОЗ)

1. В соответствии с действующим законодательством в Рязанской области устанавливаются следующие региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг:
1) региональный стандарт социальной нормы площади жилья;
2) региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц;
3) региональный стандарт уровня платежей граждан к экономически обоснованным затратам на содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг;
4) региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц;
5) региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета предоставляемых гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
6) региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг;
7) региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
2. Размеры указанных в части 1 настоящей статьи региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением регионального стандарта социальной нормы площади жилья, устанавливаются Правительством Рязанской области.
3. Региональный стандарт социальной нормы площади жилья составляет:
18 кв. м общей площади жилья - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
42 кв. м - на семью из двух человек;
33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.
4. Региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц рассчитывается в среднем по области и отдельно по каждому муниципальному образованию исходя из стандартного набора услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, коммунальных услуг с учетом установленных нормативов их потребления.
5. Региональные стандарты социальной нормы площади жилья, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, уровня платежей граждан к экономически обоснованным затратам на содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц используются в целях определения объема бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Данные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ежегодно пересматриваются в соответствии с федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
6. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются Правительством Рязанской области в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг используются для расчета размера предоставляемых гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также при расчете размера субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на предоставление гражданам указанных субсидий.

Раздел II. СОБСТВЕННОСТЬ НА ОБЪЕКТЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 6. Формы собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства

Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, а также общей (совместной, долевой) собственности различных субъектов.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных предприятий или учреждений в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Объекты движимого и недвижимого имущества жилищно-коммунального хозяйства, созданные за счет средств акционерных обществ, иных частных организаций, физических лиц, средств местного, областного и федерального бюджета, являются собственностью соответствующих субъектов и подлежат учету и регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут в установленном порядке передаваться из одной формы собственности в другую путем:
- приватизации;
- передачи государственных объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений (ведомственные объекты), в муниципальную собственность;
- купли-продажи объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Передача объектов жилищно-коммунального хозяйства государственной собственности производится в едином комплексе с предприятиями (организациями), осуществляющими их обслуживание, содержание и ремонт, включая производственные базы, мастерские, гаражи, складские помещения, транспортные средства, иное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта передаваемых объектов, с учетом действующих нормативов.
Не допускается приватизация объектов внешнего благоустройства, включая лесопарки, скверы, кладбища.
(абзац в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
По решению органов государственной власти и местного самоуправления объекты жилищно-коммунального хозяйства и предприятия, осуществляющие их эксплуатацию и обслуживание, могут быть приватизированы при включении их в местные программы приватизации.

Статья 7. Права и обязанности собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства

Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства имеют право:
- передавать основные фонды (технологические и производственные) в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям - заказчикам и исполнителям жилищно-коммунальных услуг;
- осуществлять контроль за обеспечением надежного и экологически безопасного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- применять в установленном порядке меры ответственности и иные санкции, предусмотренные законодательством, в случае нарушения исполнителем стандартов качества, надежности и других условий предоставления услуг;
- осуществлять контроль за состоянием основных фондов, переданных предприятию-подрядчику и влияющих на качество потребляемых услуг, рациональным использованием энергии, энергоносителей, энергетических ресурсов;
- определять организацию, осуществляющую сбор платежей за жилье и коммунальные услуги;
- санкционировать прекращение предоставления услуг в случае просрочки потребителем оплаты свыше установленного срока, предусмотренного договором, а также в случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона, если иное не предусмотрено договором. Прекращение предоставления услуг не допускается в отношении потребителей, перечень которых определен нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления;
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
- выселять на основании решений суда арендатора или нанимателя из занимаемого жилого помещения, если оплата жилья не производится свыше установленного срока или имуществу наносится непоправимый вред;
- взыскивать в судебном порядке задолженность с владельца или нанимателя (арендатора) жилого помещения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором, на содержание и техническое обслуживание объектов.
Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства обязаны:
- осуществлять финансирование содержания и развития принадлежащих им объектов жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения установленных параметров качества обслуживания;
- своевременно принимать меры по заключению договоров на обслуживание объектов с потребителями жилищно-коммунальных услуг;
- заключать договоры на обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства только с юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности;
- принимать меры по снижению издержек производителей жилищно-коммунальных услуг;
- контролировать предоставление потребителям услуг надлежащего качества в соответствии с действующими правилами, нормами и нормативами, принимать своевременные меры по предотвращению и устранению нарушений качества услуг;
- предусматривать и обеспечивать реализацию мер по повышению потребительских качеств услуг, а также рациональному использованию природных, материальных и энергетических ресурсов;
- своевременно проводить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- своевременно и в полном объеме производить оплату за обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства в соответствии с договором между собственником и организацией, обслуживающей эти объекты;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на обслуживание объектов.

Статья 8. Ответственность собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства

Собственники объектов жилищно-коммунального хозяйства несут ответственность за нарушение правил содержания и обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства, использования жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения услугами, а также условий договора найма жилого помещения в виде:
- уплаты штрафа, наложенного государственным контролирующим органом либо уполномоченным им лицом на должностных и юридических лиц;
- выплаты в установленном порядке неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств;
- возмещения в установленном порядке убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителями;
- возмещения в установленном порядке ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя;
- возмещения потребителю в установленном порядке морального вреда;
- аннулирования или приостановления в установленном порядке действия лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с содержанием и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Статья 9. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на областном уровне

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на областном уровне осуществляется управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, на которое возлагается проведение единой политики по вопросам:
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
- комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства;
- эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, их текущему и капитальному ремонту, реконструкции, обеспечению устойчивого и экологически безопасного функционирования;
- рационального использования энергии, энергоносителей, энергетических материальных ресурсов, энергосбережения;
- координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области в вопросах эксплуатации жилищного фонда и развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов;
- установления региональных стандартов качества, системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области действует на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Рязанской области.
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)

Статья 10. Государственная жилищная инспекция Рязанской области

Основными задачами Государственной жилищной инспекции Рязанской области является осуществление контроля за:
- обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов качества;
- использованием, эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда независимо от ведомственной принадлежности, а также благоустройством придомовых территорий;
- соблюдением требований жилищного законодательства и договорных отношений при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также нормативов потребления и стандартов качества этих услуг.
В своей деятельности Государственная жилищная инспекция руководствуется Положением об инспекции.
Государственной жилищной инспекцией за несоблюдение установленных нормативов и технических требований по сохранности, содержанию и использованию жилищного фонда, связанных с ним коммунальных объектов и придомовых территорий, применяются санкции к юридическим и физическим лицам - собственникам, нанимателям и арендаторам жилых и нежилых помещений, расположенных в жилищном фонде, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также к предприятиям и организациям, занятым содержанием и техническим обслуживанием жилищного фонда по поручению в установленном порядке или на основании заключенных договоров.
Порядок применения и размеры санкций за несоблюдение действующих нормативно-технических требований по сохранности, содержанию и использованию жилищного фонда определяются Законом.

Статья 11. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

На муниципальном уровне управление жилищно-коммунальным хозяйством осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления:
- организуют, финансируют и обеспечивают развитие и эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, создание системы предоставления жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;
- выполняют функции заказчика на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности;
- организуют предоставление услуг потребителям на договорной основе в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг;
- осуществляют контроль за использованием, содержанием и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- анализируют тенденции и проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства городских и сельских населенных пунктов;
- формируют бюджетные средства для финансирования развития, капитального, текущего ремонтов, реконструкции и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных на муниципальном уровне;
- на основании региональных стандартов разрабатывают и утверждают ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства (кроме электроэнергии и сетевого газа), а также нормативы потребления коммунальных услуг, контролируют правильность использования средств, заложенных в утверждаемые ими тарифы;
- организуют техническое перевооружение и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивают надежность, устойчивость и экологическую безопасность обслуживаемых ими населенных пунктов;
- проводят работу по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- создают резервный фонд материально-технических ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
- разрабатывают и реализуют местные программы приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения жилищно-коммунального хозяйства;
- содействуют развитию конкуренции в строительстве, обслуживании и ремонте объектов жилищно-коммунального хозяйства, создавая равные условия организациям различных форм собственности;
- оказывают поддержку организациям жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, принимают меры по предотвращению их банкротства;
- организуют учет, оценку и переоценку недвижимости;
- осуществляют формирование и ведение базы данных регистрационного учета по месту жительства граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- обеспечивают расчет и предоставление нуждающимся компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- осуществляют мероприятия по реализации программы ресурсоэнергосбережения, применению прогрессивных материалов, повсеместному внедрению приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов;
- создают в случае необходимости фонды энергоресурсосбережения для целевого финансирования мероприятий повышения энергоэффективности и энергоресурсосбережения;
- координируют и обеспечивают поддержку создания товариществ собственников жилья;
- осуществляют совместно с органами территориального общественного самоуправления контроль за состоянием жилищного фонда и благоустройства территорий;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 12. Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг

Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг (далее - заказчик) - уполномоченная собственником муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства управляющая структура (учреждение, предприятие), которой передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальный жилищный фонд, включая встроенно-пристроенные помещения, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства. В этом случае вышеперечисленные основные фонды учитываются на балансе службы заказчика.
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
Заказчик:
- заключает, в том числе на конкурсной основе, с предприятиями и организациями различных форм собственности договоры на содержание, обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- заключает в соответствии с действующим законодательством договоры на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг с нанимателями (арендаторами) и владельцами жилых помещений;
- осуществляет контроль за оплатой населением жилья и коммунальных услуг;
- представляет для утверждения органам местного самоуправления тарифы и нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
- контролирует качество работ, услуг, выполняемых субъектами договоров, и производит оплату работ в соответствии с их реально достигнутыми качеством и объемом;
- предъявляет санкции организациям жилищно-коммунального хозяйства за невыполнение договорных обязательств;
- организует ресурсосбережение и подготовку объектов к сезонной эксплуатации.
Служба заказчика финансируется за счет средств местного бюджета, выделяемых на содержание жилищно-коммунального хозяйства, или по решению местной администрации расходы на содержание службы заказчика включаются в себестоимость работ (услуг) жилищно-коммунального хозяйства.
В сельских районах и городах с численностью населения до 20 тысяч человек функции заказчика могут осуществляться органами местного самоуправления.
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)

Статья 13. Органы территориального общественного самоуправления населения и их полномочия в управлении жилищным фондом

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления и имеют право:
- участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов;
- участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- на общественную защиту прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.
Органы местного самоуправления вправе передавать полностью или частично органам территориального общественного самоуправления вопросы контроля за деятельностью организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, и устанавливать сферы совместной компетенции.

Статья 14. Товарищества собственников жилья

Товарищества собственников жилья являются некоммерческими организациями, создаваемыми и действующими в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации.
Товарищества собственников жилья образуются с целью самостоятельного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества в кондоминиуме, а также согласования порядка реализации прав домовладельцев по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению имуществом в кондоминиуме.

Статья 15. Учет объектов недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве области

Учет объектов недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве области осуществляется специализированными организациями технической инвентаризации.
Организации технической инвентаризации осуществляют сбор, обработку, хранение и выдачу информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости основных фондов объектов жилищно-коммунального хозяйства области на основе результатов периодических обследований, а также ведение единой базы данных.
Архивы организаций технической инвентаризации являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании Рязанской области.

Статья 16. Лицензирование деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства

Предприятия и организации имеют право деятельности по выполнению работ и предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг, подлежащих в соответствии с федеральным законом лицензированию, только при наличии лицензии.
Лицензирование деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства осуществляют органы исполнительной власти Рязанской области или специально уполномоченные органы в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве

Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем:
- формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
- организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
- привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
К сферам деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, в которых возможно развитие конкуренции, относятся:
- управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);
- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и другое);
- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Статья 18. Взаимоотношения органов управления жилищно-коммунальным хозяйством Рязанской области и органов местного самоуправления с организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности

Взаимоотношения органов управления жилищно-коммунальным хозяйством Рязанской области и органов местного самоуправления с организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности строятся на основе горизонтальных и вертикальных связей и в соответствии с Уставами и Положениями о соответствующих органах и организациях.
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области:
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
- совместно с органами местного самоуправления разрабатывает планы мероприятий по перспективному развитию жилищно-коммунального хозяйства на соответствующих территориях, проведению единой экономической, научно-технической и социальной политики в жилищно-коммунальной сфере, а также совершенствованию системы и принципов установления норм потребления и тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;
- оказывает помощь органам местного самоуправления в организации и проведении работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимний период, а также аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в условиях жилищной реформы, координирует развитие и совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории области.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности основаны на системе договорных отношений.
Договора с предприятиями и организациями, обслуживающими объекты жилищно-коммунального хозяйства и предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, заключаются либо непосредственно органом местного самоуправления (собственником объектов), либо через службу заказчика или иную управляющую организацию, которой передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства.
В договорах на обслуживание и предоставление услуг должны быть отражены следующие взаимные обязательства сторон:
- подрядчик (исполнитель услуги) гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности обслуживания на предоставляемые услуги и работы;
- службы заказчика осуществляют оплату услуг в соответствии с их качеством и объемом.
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
Договор заключается на весь технологический цикл работ, обеспечивающий реализацию услуг непосредственно потребителю.

Статья 19. Особенности реализации мер по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Система договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг предусматривает защиту прав потребителей этих услуг путем:
- гарантированной возможности получения услуг, соответствующих требованиям стандартов, санитарных правил и норм, другим условиям договора;
- ответственности исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.
Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются федеральными законами, Правилами предоставления коммунальных услуг, иными нормативными правовыми актами, настоящим Законом.
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)

Статья 20. Права и обязанности потребителя жилищно-коммунальных услуг

Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:
- получать услуги установленного в договоре качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющие ущерба его имуществу;
- требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором. Прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда;
- на устранение исполнителем недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;
- на бесплатную ликвидацию аварий в системах инженерного оборудования дома или квартиры, происшедших не по вине потребителя;
- на государственную, в том числе судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- по согласованию с соответствующими организациями (службами) производить перепланировку жилых помещений, изменение системы инженерного оборудования в порядке, установленном Госстроем Российской Федерации;
- обжаловать в суде отказ исполнителя жилищно-коммунальных услуг (служба заказчика, жилищно-эксплуатационное управление и т.п.) заключать договор на обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Потребитель жилищно-коммунальных услуг обязан:
- своевременно, в установленные договором сроки, оплачивать предоставленные услуги;
- рационально использовать услуги по их прямому назначению;
- не совершать действий, ведущих к повреждению объектов жилищно-коммунального хозяйства и нарушению порядка пользования услугами;
- соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;
- допускать в установленном законом порядке в свое жилище работников Государственной жилищной инспекции при предъявлении ими служебных удостоверений, а также исполнителей услуг при возникновении аварийных ситуаций, плановых ремонтах и обслуживании;
- использовать теплоноситель в системах отопления по прямому назначению (не производить слив воды из системы и приборов отопления);
- устранять за свой счет повреждения и производить ремонт либо замену оборудования, выведенного из строя по его вине.

Статья 21. Права и обязанности исполнителя жилищно-коммунальных услуг

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:
- применять меры, предусмотренные договором, в случае нарушения потребителем сроков платежей;
- осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования у потребителя;
- прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты свыше срока, предусмотренного договором, или нарушения потребителем своих обязательств (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений).
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан:
- устанавливать по согласованию с органами местного самоуправления форму регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и срока устранения недостатков;
- принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг;
- своевременно информировать потребителей об изменении качества и объема услуг, а также уровня их оплаты;
- разрабатывать и постоянно осуществлять меры по повышению качества услуг, а также рациональному использованию ресурсов;
- в установленные договором сроки без дополнительной оплаты выполнять ремонт инженерных систем дома, в том числе и квартиры, если возникшая не по вине собственника или нанимателя квартиры неисправность влияет на работу всей системы.

Статья 22. Ответственность исполнителя жилищно-коммунальных услуг

Исполнители жилищно-коммунальных услуг за нарушение правил и нормативов обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, а также условий договора найма, аренды или обслуживания жилого помещения несут ответственность в виде:
- уплаты штрафа, наложенного государственным контролирующим органом на должностных лиц;
- выплаты в установленном порядке неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств;
- возмещения в установленном порядке ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя;
- возмещения в установленном порядке морального вреда потребителю - гражданину;
- аннулирования или приостановления в установленном порядке действия лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с предоставлением услуг, содержанием и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг или допускал нарушения их качества сверх установленных допусков, потребитель в соответствии с установленными условиями вправе уменьшить размер оплаты за услуги и требовать возмещения убытков.
Решение о наложении штрафа может быть обжаловано исполнителем в установленном порядке.

Статья 23. Источники финансирования развития жилищно-коммунального хозяйства

Основными источниками финансирования развития жилищно-коммунального хозяйства являются:
- средства граждан и юридических лиц;
- средства местного бюджета на развитие и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства населенного пункта;
- средства областного бюджета, выделяемые на реализацию программ развития населенных пунктов;
- средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки на целевые программы развития жилищно-коммунального хозяйства;
- средства бюджетных и иных фондов, создаваемых в целях развития городского хозяйства, инженерной инфраструктуры и решения экологических вопросов;
- средства (инвестиции) иностранных банков и компаний, направляемые на развитие жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов по целевым программам;
- иные поступления в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления.
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
Порядок использования средств бюджетов различных уровней для обеспечения развития жилищно-коммунального хозяйства и достижения стандартов качества предоставляемых услуг устанавливается соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Статья 24. Источники финансирования текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Основными источниками финансирования текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются:
- средства населения в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги;
- средства организаций - потребителей услуг в виде оплаты за пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства;
- ассигнования из местного бюджета как прямые дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства;
- средства от сдачи в аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- иные поступления в соответствии с решениями исполнительных органов власти Рязанской области и органов местного самоуправления.
Сумма дотаций определяется исходя из региональных стандартов стоимости квадратного метра жилья, уровня платежей населения и размеров субсидий малообеспеченным семьям.


Статья 25. Компенсация местным бюджетам дополнительных расходов и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

Дополнительные расходы (или уменьшение доходов) местных бюджетов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возникшие в результате решений органов власти Российской Федерации и Рязанской области, компенсируются органами, принявшими соответствующее решение, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации и Правительством Рязанской области.
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)

Статья 26. Оплата жилья и коммунальных услуг

Оплата жилья и коммунальных услуг производится в соответствии с действующим законодательством.
Размер платы за жилье и коммунальные услуги устанавливается в пределах региональных стандартов системы оплаты жилья и коммунальных услуг и не должен превышать максимально допустимой доли от совокупного семейного дохода.
Уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен быть увязан с реализацией мероприятий по снижению издержек на их производство.
Плата за проживание и потребление жилищно-коммунальных услуг в общежитиях независимо от форм собственности не может превышать ставки на оплату жилья и тарифы на коммунальные услуги, установленные договором найма в домах государственного и муниципального жилищного фондов.

Статья 27. Утратила силу. - Закон Рязанской области от 18.07.2006 № 70-ОЗ.

Раздел IV. ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА К СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Статья 28. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации

Ответственность за подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации несут собственники этих объектов.
Координацию деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к сезонной эксплуатации, а также контроль за ходом подготовки осуществляют в пределах своей компетенции орган исполнительной власти Рязанской области - управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, государственная жилищная инспекция Рязанской области, органы местного самоуправления.
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)
Источники финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации:
- эксплуатационные расходы владельцев объектов жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатирующих организаций;
- средства местных бюджетов, выделяемые на финансирование мероприятий по подготовке к отопительному сезону;
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
- средства областного бюджета, выделяемые на целевые программы по подготовке к отопительному сезону;
(в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)
- средства иных источников финансирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе развития и текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 29. Обеспечение работников жилищно-коммунального хозяйства служебными помещениями

Отдельные категории работников жилищно-коммунального хозяйства на период работы на предприятии обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Порядок и условия предоставления служебных жилых помещений, пользования ими и выселения работников из них устанавливаются федеральным законодательством. Перечень категорий работников жилищно-коммунального хозяйства устанавливается органами местного самоуправления.

Статья 30. Право предприятий, организаций и работников жилищно-коммунального хозяйства на объединение в общественные организации и союзы

Предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства в целях обеспечения своих экономических, хозяйственных, корпоративных и иных прав и интересов имеют право вступать и объединяться в ассоциации, союзы и другие общественные объединения. Порядок организации и деятельности указанных объединений определяется действующим законодательством.
Работники жилищно-коммунального хозяйства в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться и вступать в профессиональные союзы.

Статья 31. Поощрение работников жилищно-коммунального хозяйства

За особые достижения, продолжительную и безупречную работу работники жилищно-коммунального хозяйства могут быть награждены государственными наградами, а также поощрены иным образом.
Все представления к награждению и поощрению за трудовые и производственные достижения согласовываются в соответствии с законодательством.
(абзац в ред. Закона Рязанской области от 03.09.2001 № 57-ОЗ)

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатору Рязанской области в трехмесячный срок привести нормативные акты Рязанской области в соответствие с настоящим Законом.
(в ред. Закона Рязанской области от 02.02.2005 № 8-ОЗ)

Глава Администрации области
В.Н.ЛЮБИМОВ
5 декабря 2000 года
№ 92-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru