Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРОФСОЮЗАМИ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2004 ГОДЫ"
(подписано 09.12.2002)

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 245, 18.12.2002


Вступил в силу с 1 января 2003 года. Срок действия документа ограничен 2004 годом (пункт 5.5 данного документа)



РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗАМИ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И
АДМИНИСТРАЦИЕЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2004 ГОДЫ

Мы, полномочные представители областного объединения организаций профсоюзов, работодателей и администрации области, именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях" и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", генеральным соглашением, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних консультаций, заключили настоящее соглашение, определяющее основные принципы и направления проведения социально - экономической политики на предстоящий период и действия сторон по ее реализации.

I. В области социально - экономической
политики и трудовых отношений

Стороны обязуются:
1.1. Совместными усилиями добиваться устойчивого социально - экономического развития региона, муниципальных образований и организаций, отстаивать интересы Рязанской области на федеральном уровне, укреплять экономические отношения с другими регионами России в целях повышения уровня жизни населения.
1.2. Координировать действия, направленные на удовлетворение насущных потребностей людей в работе, жилье, образовании, медицинском обслуживании, культурных запросах, реализацию интересов населения в сфере физической культуры, спорта и туризма, пенсионном обеспечении.
1.3. Создавать условия для полноценного летнего отдыха детей и подростков.
1.4. Осуществлять меры по поддержке и развитию сельских товаропроизводителей независимо от форм собственности. Способствовать укреплению межхозяйственных связей, развитию перерабатывающего комплекса, потребительской кооперации и предпринимательства на селе. Продолжить практику заключения соглашения между администрацией Рязанской области и Рязанским облпотребсоюзом о взаимоотношениях органов государственного управления и потребительской кооперации.
1.5. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, осуществлять совместный контроль за соблюдением трудового и иного законодательства, регулирующего трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, взаимодействовать по защите потребителей от диктата необоснованных цен, проникновения на рынок недоброкачественной продукции.
1.6. В соответствии с Трудовым кодексом РФ добиваться расширения сферы договорного регулирования социально - трудовых отношений путем заключения коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях <*>, вовлечения в систему социального партнерства организаций среднего и малого бизнеса. Содействовать профессиональному росту работников, социально - трудовому развитию коллективов.
Способствовать эффективной деятельности районных и городских трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений. Содействовать распространению действия соглашений на организации, не участвовавшие в их подписании.
Рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии наиболее острые проблемы социально - трудовой и экономической политики, вопросы финансово - хозяйственной деятельности организаций, где работа их руководящих органов не способствует стабилизации и развитию производства, ведет к значительному ухудшению материального положения работников.
Проекты решений, законодательных и нормативных правовых актов в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений рассматривать и утверждать на заседании областной трехсторонней комиссии.
Заслушивать на заседаниях областной трехсторонней комиссии представителей сторон и руководителей организаций, нарушающих действующее законодательство и настоящее соглашение.
1.7. Добиваться создания в организациях в соответствии с законодательством комиссий по трудовым спорам. Способствовать их эффективной работе по предупреждению разрастания индивидуальных конфликтов в коллективные трудовые споры.
Путем поиска компромиссных решений добиваться исключения возникновения на территории области стихийных проявлений протестных действий населения при острых социально - экономических проблемах.
Принимать участие в формировании комиссий по пенсионным вопросам.
В целях реализации указанных направлений, работодатели:
1.8. Принимают исчерпывающие меры для обеспечения стабильной работы организаций и их устойчивого финансового положения, повышения эффективности производства и получения наибольшей прибыли. В этих целях:
- осваивают выпуск новых конкурентоспособных товаров, расширяют виды и качество услуг, осуществляют меры по сертификации выпускаемой продукции;
- укрепляют межхозяйственные связи, создают крепкие производственные цепочки от производителя до потребителя, участвуют в выставках и ярмарках на территории области, в других регионах России и за ее пределами;
- разрабатывают и реализуют бизнес - проекты в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности;
- проводят взвешенную ценовую политику.
1.9. С учетом финансового положения организаций участвуют в строительстве жилья. Осуществляют учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределение жилья в соответствии с действующим законодательством.
Создают условия для организации отдыха работников, оздоровления их детей, выделяют средства для проведения спортивно - оздоровительной работы, обеспечения детей новогодними подарками.
1.10. Поддерживают в надлежащем состоянии материальную базу ведомственных детских дошкольных учреждений и детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе или в оперативном управлении организаций. Не допускают их перепрофилирования, продажу или передачу в аренду.
1.11. В случае реорганизации, изменения собственника или организационно - правовой формы организации обеспечивают соблюдение прав работников, установленных законодательством, в области трудовых отношений и социальных гарантий. Учитывают мнение областной организации отраслевого профсоюзов и работников организации - должника при подготовке решения о ее продаже, ликвидации или банкротстве.
1.12. Способствуют расширению форм участия работников и профсоюзов в управлении организацией, повышению роли человеческого фактора с целью создания высокоэффективных производственных коллективов.
1.13. Создают на добровольной основе собственные объединения, коллективно вырабатывают и вносят в областную трехстороннюю комиссию и администрацию области предложения при обсуждении социальных программ, проектов решений и других нормативных актов по вопросам экономического и социально - трудового характера.
1.14. Информируют коллективы работников и профсоюзы о принимаемых мерах по преодолению кризисных явлений, развитию производства, укреплению финансово - экономического положения своих организаций. Рассматривают предложения профсоюзов о присоединении к генеральному, отраслевым и иным видам соглашений, заключенных на федеральном и территориальном уровнях.
1.15. Своевременно рассматривают предложения профсоюзных организаций о заключении коллективных договоров. В соответствии с законодательством представляют их на уведомительную регистрацию. Не реже одного раза в полугодие совместно с профсоюзами подводят итоги выполнения взаимных обязательств по коллективному договору и участию в соглашениях,
1.16. Принимают меры для предотвращения коллективных трудовых споров. Используют все предусмотренные примирительные процедуры в качестве инструмента для их разрешения. Своевременно информируют службу по урегулированию коллективных трудовых споров комитета по труду администрации области и тесно взаимодействуют с ней при урегулировании трудовых конфликтов.
1.17. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов и иных денежных средств из заработной платы работников на условиях и в порядке, установленных коллективным договором.
1.18. Перечисляют профсоюзным органам на проведение ими культурно - массовой, физкультурно - оздоровительной работы в организациях денежные средства в размерах и на условиях, определенных коллективными договорами согласно статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.19. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
1.20. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза.
1.21. Не допускают необоснованного роста цен на выпускаемые товары и оказываемые услуги во избежание снижения уровня жизни населения области и, в первую очередь, ее социально незащищенных слоев.
1.22. Обеспечивают своевременное предоставление в органы Пенсионного фонда достоверных и полных сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
1.23. Оказывают посильную спонсорскую помощь детским домам, школам - интернатам, домам престарелых, инвалидам, учреждениям образования и здравоохранения. Принимают активное участие своими средствами в благоустройстве территории своих предприятий, а также городов и населенных пунктов Рязанской области.
Профсоюзные организации и их объединения:
1.24. Всемерно содействуют администрации области, работодателям и их объединениям в осуществлении мероприятий, направленных на укрепление экономического потенциала организаций и Рязанской области в целом.
1.25. Совместно с работодателями в рамках действующего законодательства отстаивают экономические интересы организаций в отношениях с организациями - представителями естественных монополий, органами государственной власти и управления.
1.26. Защищают права работников. Оказывают им правовую и методическую помощь в случаях приватизации организаций, изменения собственника или организационно - правовой формы.
1.27. Принимают все необходимые меры по расширению форм участия работников и их представителей в управлении организацией, добиваются при поддержке работодателей преодоления отчуждения работников от собственности и управления.
1.28. Оказывают организациям практическую помощь при подготовке и заключении коллективных договоров.
1.29. Направляют своих представителей для работы в составе районных и городских трехсторонних комиссий. Способствуют формированию в муниципальных образованиях организационно - оформленных представительных органов работников.
1.30. Своевременно рассматривают заявления и обращения членов профсоюзов по вопросам социально - экономического характера. В пределах своей компетенции принимают по ним решения. При необходимости вносят предложения работодателям, органам государственной власти и управления, добиваются их реализации.
1.31. Проводят разъяснительную работу в первичных профсоюзных организациях о роли и значении пенсионной реформы.
1.32. Организуют отдых детей через первичные профсоюзные организации.
1.33. Принимают участие в снижении социальной напряженности среди населения путем выработки учитываемого администрацией области мнения о реформировании сферы жилищно - коммунального хозяйства области и участия в работе областной комиссии по экспертизе затрат на предоставление населению услуг этой сферы.
1.34. Не допускают проведения забастовок, пикетирований и других форм протеста при соблюдении сторонами принятых на себя обязательств.
Администрация Рязанской области:
1.35. Ежегодно разрабатывает предварительные и уточненные прогнозы социально - экономического развития области на краткосрочную и среднесрочную перспективы с учетом действий Правительства Российской Федерации и региональных особенностей.
Направляет усилия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций Рязанской области на рост объемов промышленного производства, развитие аграрного сектора и строительного комплекса, укрепление научного потенциала вузов и научных организаций, динамичное развитие других отраслей экономики. Способствует формированию равных экономических условий для хозяйствующих субъектов.
1.36. Содействует развитию малого бизнеса. Поддерживает деятельность сельскохозяйственных кооперативов, личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные для области виды деятельности.
1.37. Принимает меры по созданию условий для привлечения инвестиций в экономику области. Добивается соответствующего финансирования областных целевых и федеральных программ, реализуемых на территории области.
1.38. Осуществляет контроль за деятельностью областных и региональных отделений внебюджетных фондов.
1.39. При разработке проектов областного бюджета на очередной финансовый год:
- учитывает положения регионального трехстороннего соглашения, отдает предпочтение социальной сфере, предусматривает финансирование здравоохранения и физической культуры, образования, культуры на уровне, обеспечивающем функционирование и развитие отраслей;
- предусматривает необходимые средства и обеспечивает их рациональное использование на развитие АПК, социальной сферы села, жилищное строительство, газификацию области, строительство и реконструкцию автомобильных дорог;
- учитывает мнение профобъединения в части определения подходов к финансированию жилищно - коммунального хозяйства;
- предусматривает в расходной части бюджета средства на оплату всех предусмотренных законодательством и действующими нормативными правовыми актами видов дополнительных отпусков работникам учреждений здравоохранения, финансируемых из областного бюджета;
1.40. Рекомендует органам местного самоуправления изыскать возможность:
- предусмотреть в расходной части бюджета средства на оплату всех предусмотренных законодательством и действующими нормативными правовыми актами видов дополнительных отпусков работникам учреждений здравоохранения;
- сохранения льгот по оплате коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры, проживающим в сельской местности и рабочих поселках.
1.41. В пределах, установленных законодательством, осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги. Координирует деятельность контролирующих органов и общественных организаций по соблюдению правил торгового и бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей. Разрабатывает мероприятия, направленные на повышение квалификации кадров торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
1.42. Осуществляет мероприятия, направленные на:
- выполнение государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, в том числе на приведение программы обязательного медицинского страхования граждан Рязанской области в соответствие с объемами, предусмотренными базовой программой обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;
- дальнейшую реструктуризацию и развитие стационарно - замещающих видов медицинской помощи, укрепление материально - технической базы здравоохранения, улучшение демографической ситуации и санитарно - гигиеническое воспитание населения на основе реализации целевых долгосрочных программ;
- повышение квалификации медицинских кадров, совершенствование, разработку и внедрение новых медицинских технологий;
- совершенствование фармацевтической деятельности и гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Рязанской области;
- продолжение работы по повышению уровня медицинского обслуживания лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
1.43. Реализует комплекс мер по обеспечению стабильного функционирования и дальнейшего развития системы образования региона с учетом принятых областных целевых программ.
1.44. Способствует сохранению и возрождению народного творчества и художественных промыслов. Осуществляет государственную поддержку театрального, музыкального, изобразительного и хореографического искусства.
1.45. Создает условия для оздоровления различных групп населения средствами физической культуры, спорта и туризма.
1.46. Совместно с органами местного самоуправления содействует обеспечению населения земельными участками под индивидуальное и коллективное строительство жилья.
1.47. Обеспечивает выполнение Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Создает условия для ввода 25 - 30 тыс. кв. метров жилья в год по программе "Свой дом".
1.48. Осуществляет реформирование сферы жилищно - коммунального хозяйства области с учетом мнения сторон. Утверждает региональные стандарты. Осуществляет контроль за соблюдением соответствующих нормативно - правовых актов органами местного самоуправления, обоснованностью роста затрат, цен и тарифов, устанавливаемых ими на жилищно - коммунальные услуги для населения. Координирует работу по энергосбережению и снижению издержек в жилищно - коммунальном хозяйстве и организациях бюджетной сферы, социальной поддержке малоимущих граждан, предоставлению льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг.
1.49. Содействует органам Пенсионного фонда России в организации работы по обязательному пенсионному страхованию в области.
1.50. Рекомендует органам местного самоуправления:
- информировать население и профсоюзы не позже чем за один месяц до начала платежного периода о необходимости изменения тарифов на жилищные и коммунальные услуги с их экономическим обоснованием, принимать упреждающие меры по упорядочению структуры служб ЖКХ, соблюдению нормативных требований эксплуатации жилого фонда, повышению ответственности за качество поставляемых ими услуг и снижению их себестоимости;
- осуществлять адресную социальную поддержку малоимущих граждан через предоставление субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг.
1.51. Предусматривает средства (с учетом индексации) на финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков в объеме не ниже предыдущих лет, выделение льготных путевок для детей из малообеспеченных семей.
1.52. Совместно с органами местного самоуправления:
- принимает меры по улучшению питания детей в школьных столовых за счет ассигнований из соответствующих бюджетов и привлечения внебюджетных средств (доходов подсобных хозяйств, спонсорской помощи и т.д.);
- изыскивает возможность для предоставления в соответствии с законодательством жилья детям - сиротам из числа выпускников учебных учреждений, не имеющих закрепленного жилья.
1.53. Способствует развитию договорного регулирования социально - трудовых отношений. Оказывает помощь главам администраций муниципальных образований, работодателям и профсоюзам в урегулировании коллективных трудовых споров.
1.54. Проводит учебу членов областной трехсторонней комиссии по вопросам охраны труда, трудового законодательства, психологическим, социальным аспектам ведения переговоров, вопросам социального партнерства.

II. В сфере оплаты труда и уровня жизни населения

Повышение заработной платы, реальных денежных доходов и уровня жизни населения стороны рассматривают как одно из приоритетных направлений своей деятельности. В этих целях стороны обязуются:
2.1. Добиваться увеличения номинальной заработной платы темпами, обеспечивающими рост ее реальной покупательной способности.
2.2. Формировать условия для поэтапного приближения минимальной заработной платы к установленному в области уровню прожиточного минимума трудоспособного человека.
2.3. Принимать меры по усилению адресной помощи малоимущим слоям населения и пенсионерам.
Работодатели:
2.4. Обеспечивают полный и своевременный расчет с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.
2.5. Принимают практические действия по погашению имеющейся задолженности по оплате труда работников; обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы и ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в порядке, на условиях и в сроки, установленные коллективными договорами.
2.6. Совершенствуют систему нормирования и оплаты труда. Рассматривают возможности увеличения размера заработной платы работников своих организаций при повышении минимального уровня оплаты труда на федеральном уровне и изменении тарифных ставок работников бюджетных организаций.
2.7. Обеспечивают поэтапное приближение минимальной заработной платы к установленному в области уровню прожиточного минимума трудоспособного человека.
Устанавливают со II квартала 2003 года месячную заработную плату работникам внебюджетного сектора экономики, отработавшим полностью норму рабочего времени, в размере не менее 70 % от величины прожиточного минимума трудоспособного человека в Рязанской области за IV квартал 2002 года.
В тех организациях, где экономическое положение не позволяет обеспечить это, совместно с профсоюзными организациями разрабатывают меры по приближению заработной платы к норме, установленной данным соглашением.
Механизм дальнейшего регулирования заработной платы рассматривают по итогам работы за 2003 год.
2.8. Осуществляют меры, направленные на увеличение тарифной части заработной платы в общем размере оплаты труда. Поэтапно доводят ее до двух третей общего заработка.
2.9. В соответствии с трудовым законодательством учитывают мнение профсоюзной организации при разработке и утверждении системы оплаты и стимулирования труда, размеров оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу. Неденежные формы оплаты труда применяют только в соответствии с коллективным договором (трудовым договором) в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
Профсоюзные организации и их объединения:
2.10. Разрабатывают предложения по проектам областных отраслевых соглашений, в том числе по внебюджетным отраслям, инициируют проведение коллективных переговоров с работодателями с целью заключения соглашений, участвуют в разработке территориальных соглашений.
Добиваются включения в коллективные договоры тех положений действующих соглашений, которые обеспечивают наибольшие социальные льготы и гарантии для работников, а также подготовки приложений к коллективным договорам, включающих положения об охране труда, премировании, дополнительных вознаграждениях, соотношении оплаты труда руководителей и средней заработной платы по организации.
Администрация области:
2.11. На основе потребительских цен и состава потребительской корзины ежеквартально рассчитывает и утверждает прожиточный минимум для основных социально - демографических групп населения области. Публикует указанные сведения в средствах массовой информации.
2.12. Принимает меры по своевременному и полному финансированию учреждений бюджетной сферы согласно лимитам, утвержденным законом Рязанской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Рекомендует главам администраций муниципальных образований области принимать меры по недопущению образования кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов соответствующих муниципальных образований.
2.13. Координирует работу комитетов и управлений по усилению адресной социальной помощи малообеспеченным группам населения, имеющим среднедушевой доход меньше прожиточного минимума.

III. В области рынка труда и содействия
эффективной занятости населения

Стороны соглашения:
3.1. Принимают необходимые меры для развития рынка труда и повышения эффективной занятости населения области. Формируют условия для обеспечения кадрами реального сектора экономики. С учетом уровня незанятого населения и регистрируемой безработицы способствуют созданию и сохранению рабочих мест.
Работодатели:
3.2. Обеспечивают развитие кадрового потенциала организаций и рациональное использование рабочей силы. Принимают меры для сохранения рабочих мест в случае реорганизации производства. Проводят за счет собственных средств профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, их аттестацию и расстановку в соответствии с потребностями производства, учитывают мнение представительного органа работников при выборе форм обучения.
3.3. В соответствии с действующим Положением о региональном заказе на подготовку кадров для реального сектора экономики своевременно представляют в органы местного самоуправления заявки о потребности в кадрах на предстоящий период и среднесрочную перспективу в профессионально - квалификационном разрезе.
3.4. В целях повышения качества подготовки будущих специалистов и реализации регионального заказа развивают договорные отношения с учреждениями профессионального образования. Организуют прохождение производственной практики для учащихся профессиональных училищ, высших и средних специальных учебных заведений. Совместно с профсоюзными организациями, Рязанской ассоциацией экономического сотрудничества предприятий, Рязанской торгово - промышленной палатой и администрациями муниципальных образований возрождают институт наставничества.
3.5. Оперативно информируют территориальные органы государственной службы занятости о наличии вакансий. Содействуют замещению вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средних специальных учебных заведений. По предложению территориальных органов службы занятости и с учетом собственной потребности в кадрах совместно организуют общественные и временные работы, реализуют другие активные программы содействия занятости.
3.6. Обеспечивают соблюдение квот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Рязанской области "О молодежи", для трудоустройства данных категорий населения. Рассматривают предложения органов местного самоуправления и органов службы занятости и содействуют установлению квот для других категорий граждан, испытывающих трудности при устройстве на работу.
3.7. Организуют опережающее обучение работников, подлежащих высвобождению в случае реорганизации производства. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения по новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
Профсоюзные организации и их объединения:
3.8. Предоставляют бесплатную консультативную помощь членам профсоюза по вопросам занятости и трудового законодательства.
3.9. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения дополнительных, по сравнению с законодательством, социальных гарантий для работников, подлежащих увольнению по сокращению численности или штата.
3.10. При подготовке проектов коллективных договоров предусматривают в них разделы об условиях и порядке проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации работников, обучении их вторым профессиям.
Администрация Рязанской области:
3.11. Совместно с работодателями и органами местного самоуправления области организует формирование регионального заказа на подготовку кадров для реального сектора экономики и его реализацию в учреждениях профессионального образования.
3.12. По предложению Департамента ФГСЗН по Рязанской области утверждает областную концепцию действий на рынке труда (основные мероприятия государственной политики занятости населения) на очередной период, координирует и контролирует ее выполнение. Содействует территориальным органам государственной службы занятости населения в организации совместных действий с администрациями муниципальных образований по проведению общественных работ и иных активных программ содействия занятости.
3.13. Добивается от учебных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования согласования с органами службы занятости населения объемов и профилей подготовки специалистов с учетом регионального заказа.
3.14. Обеспечивает информирование граждан через средства массовой информации о ситуации на рынке труда и профессиях, пользующихся спросом у работодателей.
3.15. Способствует эффективному использованию имеющейся базы учреждений профессионального образования для получения востребованных на рынке труда профессий молодежью, безработными гражданами, а также лицами, желающими повысить свою квалификацию.

IV. В вопросах охраны труда и экологической безопасности

Стороны обязуются:
4.1. Принять меры по реализации федеральных законов "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Обеспечить реализацию экономических методов стимулирования работодателей для создания на производстве безопасных условий труда.
4.2. Осуществлять совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, экологической безопасности и здоровья граждан.
4.3. Продолжить работу по формированию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и внештатных инспекторов государственной инспекции труда. Добиваться создания в организациях комитетов (комиссий) по охране труда.
4.4. Ежегодно проводить Дни защиты от экологической опасности и содействовать привлечению для этих целей финансовых средств экологических фондов и других источников.
4.5. Регулярно информировать население о состоянии окружающей природной среды, условий труда, производственного травматизма.
4.6. Координировать работу системы экологического контроля в области.
Работодатели:
4.7. Включают в коллективные договоры и соглашения обязательства по выделению средств на финансирование мероприятий по охране труда и защите окружающей среды от загрязнения.
4.8. Проводят аттестацию рабочих мест, обращая внимание на вредные, опасные и тяжелые условия труда работников. По результатам аттестации разрабатывают и осуществляют мероприятия по улучшению условий и безопасности труда, экологической обстановки.
4.9. Обучают застрахованных безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет средств страхователя.
4.10. Обеспечивают здоровые и безопасные условия труда на производстве в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами по охране труда, а также принимают все меры для создания экологической безопасности действующих, вновь строящихся и реконструируемых производственных объектов и транспорта.
4.11. Создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда в организации, осуществляющей производственную деятельность с численностью работников более 100 человек. Назначают на указанные должности лиц, имеющих соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
4.12. Принимают меры, направленные на улучшение работы служб охраны труда. Не допускают сокращения их численности и ликвидации. Содействуют работе технической инспекции труда профсоюзов, создают необходимые условия для работы уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда, обеспечивают их необходимыми нормативными и справочными материалами за счет средств организаций.
4.13. Обеспечивают выполнение природоохранных мероприятий в установленные сроки с целью сохранения благоприятной среды обитания.
Профсоюзные организации и их объединения:
4.14. Формируют институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду и охране труда силами правовых и технических инспекторов профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
4.15. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда и защите окружающей среды.
4.16. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, профзаболеваний, защиту прав застрахованных.
4.17. При необходимости принимают участие в совместных расследованиях несчастных случаев на производстве, проверках соблюдения законодательства об охране труда с надзорными органами. Совместно с комитетом по труду администрации области организуют обучение уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда.
Администрация Рязанской области:
4.18. Разрабатывает и обеспечивает выполнение экологических программ. Организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
4.19. Реализует и контролирует выполнение программы улучшения условий и охраны труда в Рязанской области на 2000 - 2003 годы, финансируемой за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Обеспечивает организационно - методическое руководство проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях всех форм собственности.
4.20. Проводит проверки и обследования организаций по соблюдению ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда. Организует Дни специалистов по охране труда, ежегодные смотры - конкурсы состояния условий и охраны труда.
4.21. Содействует обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.22. Осуществляет проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, в том числе экологической экспертизы проектов вновь строящихся и реконструируемых производственных объектов. Не допускает лицензирования деятельности организаций без заключения органов государственного надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда и технической инспекции труда профсоюзов на соответствие производственных объектов, средств производства и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, требованиям охраны труда и экологической безопасности.
4.23. Организует обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

V. Заключительные положения

5.1. Стороны признают настоящее соглашение правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально - экономической политики в Рязанской области на 2003 - 2004 годы. Руководствуясь его положениями, стороны принимают на себя обязательства соблюдать все достигнутые договоренности и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за нарушение или невыполнение положений настоящего соглашения.
5.2. Стороны не вмешиваются в деятельность друг друга и не препятствуют ее законному осуществлению.
5.3. Стороны обращаются ко всем главам администраций муниципальных образований, работодателям и профсоюзным организациям, не уполномочившим их на представление своих интересов, присоединиться к настоящему соглашению и совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики Рязанской области и улучшения жизни граждан.
5.4. Работодатели и профсоюзы и иные представители работников организаций, заключивших коллективные договоры, присоединившихся к данному соглашению, участвующих в его реализации, пользуются особой поддержкой при рассмотрении в администрации области, других государственных органах области вопросов обеспечения своей социальной и экономической деятельности.
5.5. Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2003 года и действует до конца 2004 года. В указанный период в соглашение по взаимному согласию сторон могут вноситься изменения на основании подписанного протокола после предварительного обсуждения на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
В соответствии со статьей 50 Трудового кодекса РФ и Законом Рязанской области "О социальном партнерстве" настоящее соглашение подлежит регистрации в комитете по труду администрации области.
5.6. В недельный срок после подписания настоящего соглашения администрация области обеспечивает его публикацию в средствах массовой информации. Одновременно координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, выражая волю сторон, обращается ко всем работодателям, главам администраций муниципальных образований, профсоюзным комитетам, не участвовавшим в подписании соглашения, с предложением о присоединении к данному соглашению.
5.7. Присоединение к настоящему соглашению осуществляется в соответствии с Законом Рязанской области "О социальном партнерстве".
5.8. Контроль за ходом выполнения настоящего соглашения осуществляется сторонами. Итоги выполнения подводятся один раз в полугодие на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений на основании представляемой сторонами информации.
5.9. Коллективные переговоры о заключении областного трехстороннего соглашения на очередной период начинаются по инициативе любой из Сторон не позднее 1 сентября 2004 года.
   --------------------------------

<*> далее - в организациях

ОТ АДМИНИСТРАЦИИ
Глава Администрации области
В.Н.ЛЮБИМОВ

ОТ ПРОФСОЮЗОВ
Председатель
Рязанского областного объединения
организации профсоюзов
Н.И.КОРОТКОВ

ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Координатор областной трехсторонней
комиссии от стороны работодателей,
заместитель председателя Координационного
совета товаропроизводителей и предпринимателей
Рязанской области, генеральный директор ОАО
"Рязанский завод металлокерамических приборов"
С.М.КАРАБАНОВ

Генеральный директор
Рязанской ассоциации экономического
сотрудничества предприятий
Г.Н.СОКОЛОВ

Президент Рязанской
ассоциации автотранспортников
Ю.И.ПОЧТАРЕВ

Генеральный директор
ОАО "Рязанская ГРЭС"
В.В.МОРОЗОВ

Председатель региональной
общественно политической организации
"Аграрный союз Рязанской области",
директор
АО "Авангард" Рязанского района
Г.В.СВИД

Председатель региональной
общественной организации Союза
предпринимателей "Деловая Рязань"
М.С.ВАРАКИН

Генеральный директор
ОАО "Рязаньстрой"
Л.Р.ШАИПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru