Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 23.09.2004 № А54-2907/04-С3
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИМУЩЕСТВА РФ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПОНУЖДЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. РЯЗАНИ ПОДПИСАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕВОДЕ НА РФ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПОСКОЛЬКУ В ОТНОШЕНИИ СПОРНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ СОСТОЯЛОСЬ И В СОГЛАШЕНИИ ПРАВОМЕРНО ПРЕДУСМОТРЕНО УСЛОВИЕ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ С МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 21.03.2005 № А54-2907/04-С3 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 22.11.2004 по данному делу оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2004 № А54-2907/04-С3 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2004 г. № А54-2907/04-С3

(Извлечение)

Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Администрации г. Рязани о понуждении Администрации г. Рязани подписать дополнительное соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления прав и обязанностей по договору № А251-02 аренды земельного участка и передать подписанный экземпляр соглашения в адрес Территориального управления.
В судебном заседании (16.09.2004) Территориальное управление в соответствии со ст. 41, 49 АПК РФ заявило об уточнении предмета требований в связи с отсутствием даты соглашения, предлагаемого к подписанию ответчику, и просило Арбитражный суд обязать Администрацию г. Рязани подписать соглашение от 25.05.2004 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества России по Рязанской области прав и обязанностей по договору № А 251-02 аренды земельного участка от 02.09.2002 и передать подписанные экземпляры соглашений в адрес Территориального управления. Уточнение предмета требования Арбитражным судом принято.
По ходатайству ответчика Арбитражным судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Рязанский городской Совет и Рязанская областная Дума.
Заявитель требование поддержал. В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.03.2004 № 311-р, ст. 608 Гражданского кодекса РФ, ст. 9, 29 Земельного кодекса РФ. При этом Территориальное управление считает, что арендодателем земельного участка, находящегося в федеральной собственности, может быть только собственник (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Представитель Администрации г. Рязани требование не признал и указал на наличие спора в области бюджетных правоотношений, так как согласно ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" арендные платежи за землю до момента разграничения прав на землю подлежат зачислению в бюджеты органов местного самоуправления и субъекта РФ в равных долях. Исходя из принципов бюджетного устройства в РФ изъятие доходной части бюджета муниципального образования в течение бюджетного периода возможно лишь в случае компенсации выпадающих доходов соответствующего бюджета.
Представитель Рязанского городского Совета доводы территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области отклонил, считая их необоснованными, и указал на то, что наличие у заявителя права собственности на оспариваемые земельные участки не дает ему основание сказать о том, что процесс разграничения государственной собственности на землю закончился, поскольку до сих пор не определены земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований.
Представитель Рязанской областной Думы в отзыве на иск поддержал доводы ответчика и Рязанского горсовета.
Третье лицо - ООО "Промстэк" - Арендатор по спорным договорам в судебное заседание (16.09.2004) не явилось. Дело в соответствии со ст. 156, 215 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя указанного общества, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела судом установлено: 02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Химцентр-Р" (Арендатор) заключен договор № А251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 общей площадью 110174,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, на срок с 29.05.2002 по 29.05.2012.
В связи с реорганизацией ОАО "Химцентр-Р" в форме преобразования в ООО "Промстэк" 08.01.2004 в условия договора аренды № А251-02 от 02.09.2002 внесены изменения, в том числе согласно которым третьей стороной договора стал Комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области.
04.03.2004 Правительством РФ в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О разграничении государственной собственности на землю" принято распоряжение № 311-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Рязанской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В указанный перечень вошел и земельный участок, в отношение которого заключен договор аренды № А251-02.
17.05.2004 Рязанской областной регистрационной палатой выдано свидетельство (серия 62 МГ № 115756) о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении указанного земельного участка.
Согласно Положению, утвержденному приказом Минимущества России от 02.12.2003 № 565, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области создано для осуществления полномочий Министерства по управлению и распоряжению в пределах компетенции Минимущества России имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.
С учетом изложенного Территориальным управлением подготовлено и подписано со стороны Теруправления соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области прав и обязанностей по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002, предусматривающее следующее:
1. Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002.
2. Со дня получения арендатором уведомления о факте государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок арендная плата по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 (свидетельство 62 МГ № 115756 от 17 мая 2004 г. - Приложение № 1) подлежит направлению арендатором в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договору аренды № А251-02 земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязани в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
Участниками данного соглашения являются Территориальное управление, Администрация г. Рязани, ООО "Промстэк".
В адрес Администрации г. Рязани соглашение направлено сопроводительным письмом от 10.06.2004 № ВК-1509, согласно которому ответчику предлагалось в срок до 28.06.2004 подписать указанное соглашение.
Учитывая, что предложение Территориального управления подписать соглашение оставлено Администрацией г. Рязани без ответа, заявитель обратился с настоящим требованием в Арбитражный суд.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование Территориального управления подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 № 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю определены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, согласно статье 2 которого право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности.
Согласно статье 6 Закона разграничение государственной собственности на землю осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые возникает соответствующее право собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140, перечни земельных участков подготавливаются Министерством имущественных отношений РФ. Сведения о земельных участках через Территориальные органы Минимущества предоставляют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Подготовленные Минимуществом РФ перечни направляются в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для согласования. При отсутствии возражений перечни считаются согласованными и направляются для утверждения в Правительство РФ.
Из положений упомянутого ранее закона и правил не следует, что перечни готовятся одновременно до определенного срока или в определенный период, установлены сроки по рассмотрению перечней в отношении земельных участков, сведения о которых представлены в соответствующие органы.
В связи с этим суд полагает, что доводы ответчика, третьих лиц о невозможности решения вопроса о передаче прав арендодателя до окончательно разграничения собственности в отношении всех земельных участков неправомерны.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 соблюдена процедура по разграничению государственной собственности, что подтверждается утвержденным в установленном порядке перечнем.
Согласно объяснениям сторон спора о праве собственности Российской Федерации на этот земельный участок нет.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В отношение спорного земельного участка, как установлено из материалов дела, право распоряжения от имени собственника предоставлено Территориальному управления Минимущества РФ по Рязанской области. Следовательно, только этот государственный орган с момента установления права собственности вправе быть арендодателем спорного земельного участка.
Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 имеет место действующий договор аренды № А251-02, в связи с этим замена стороны по договорам возможна в порядке и на основаниях, установленных главой 24 Гражданского кодекса РФ (перемена лиц в обязательстве).
В соответствии со ст. 387 Гражданского кодекса РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" с момента государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок возникло у Российской Федерации.
Следовательно, в силу закона права арендодателя по спорному договору перешли от Администрации г. Рязани к Российской Федерации (в лице уполномоченного органа - Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области).
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" после разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
В связи с тем, что в отношении спорного земельного участка разграничение собственности состоялось, Территориальное управление правомерно предусмотрело в соглашении условие о перечислении арендной платы в федеральный бюджет с момента регистрации права собственности Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что Правительством РФ не предусмотрена компенсация муниципальному образованию выпадающих доходов до окончания текущего бюджетного периода, не является основанием для отказа в удовлетворении требования, так как вопрос о компенсации может быть решен в самостоятельном порядке. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" не содержит в качестве условия для перехода права собственности решение вопроса о компенсации выпадающих доходов в связи с разграничением права государственной собственности.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что требование Территориального управления об обязании Администрации г. Рязани подписать соглашение от 25.05.2004 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области прав и обязанностей по договору № А251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002 на условиях, изложенных в соглашении, правомерно, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать Администрацию г. Рязани подписать соглашение от 25.05.2004 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области прав и обязанностей по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002 на условиях, изложенных в соглашении:
- Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002.
- Со дня получения арендатором уведомления о факте государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок арендная плата по договору № А 251-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 (свидетельство 62 МГ № 115756 от 17 мая 2004 г. - Приложение № 1) подлежит направлению арендатором в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договору аренды № А 251-02 земельного участка с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 от 02.09.2002 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 62:29:013 00 03:0003 и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань, в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru