Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2005 № А54-3975/04-С9
<ПОСКОЛЬКУ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАКОНА "О МИЛИЦИИ" В 2001 ГОДУ ПРЕДУСМОТРЕНЫ НЕ БЫЛИ, А В 2002 ГОДУ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ В ОБЪЕМЕ, НЕДОСТАТОЧНОМ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЛЬГОТАМ, ПОНЕСЕННЫЕ ИСТЦОМ ЗАТРАТЫ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ СОТРУДНИКАМ МИЛИЦИИ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ НА ГАЗОСНАБЖЕНИЕ ПОДЛЕЖАТ КОМПЕНСАЦИИ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНФИНА РФ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 03.08.2005 № А54-3975/04-С9 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 28.03.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2005 г. № А54-3975/04-С9

(Извлечение)

Иск заявлен ОАО "Рязаньоблгаз" о взыскании убытков за поставку природного газа с 50 % скидкой сотрудникам милиции и членам их семей в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в размере 24543 руб. 10 коп., с субъекта РФ - Рязанской области в лице ФКУ Рязанской области - в размере 9341 руб. 41 коп., с муниципального образования - Чучковский район в лице финансового отдела Администрации муниципального образования Чучковский район - в размере 696 руб. 23 коп., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования на предмет спора Администрации муниципального образования - Чучковский район, Управления социальной защиты населения Администрации Рязанской области, Отдела внутренних дел Чучковского района Рязанской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, привлечено МВД РФ и КВЦ.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просит взыскать убытки за поставку природного газа с 50 % скидкой сотрудникам милиции и членам их семей в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 в размере 34768 руб. 29 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Уточнения судом принимаются.
В судебном заседании 25.01.2005 объявлялся перерыв до 28.01.2005. После перерыва заседание продолжено.
Истец исковые требования поддерживает, в обоснование заявленных требований ссылается на исполнение требований Федерального закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции". В соответствии с указанным законом сотрудники милиции и проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50 % от установленного тарифа. За период с января 2001 г. по июль 2002 г. размер понесенного предприятием убытка (выпадающего дохода) от применения льготной оплаты коммунальных услуг составил 34768 руб. 29 коп. Данная сумма является разницей между тарифами, установленными для населения, и 50 % оплаты данного тарифа.
Ответчик - Минфин РФ исковые требования не признает, ссылаясь на то, что истец документально не подтвердил фактически понесенные убытки, заявил о пропуске сроков исковой давности за период с 01.01.2001 по 28.09.2001.
Ответчики - ФКУ Администрации Рязанской области и Финансовый отдел Администрации муниципального образования Чучковский район исковые требования отклонили, указывая, что денежные средства на компенсацию затрат по установленным ФЗ "О милиции" льготам субъекту РФ - Рязанская область и муниципальному образованию - Чучковский район не были предусмотрены и не выделялись из федерального бюджета.
В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Администрации муниципального образования - Чучковский район, Отдела внутренних дел Чучковского района Рязанской области, МВД РФ, КВЦ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство РФ устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством РФ.
В силу ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилых помещений, технического обслуживания жилого фонда, коммунальных услуг (включая услуги по газоснабжению) и т.д. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется за счет средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
За период истребования убытков по льготному газоснабжению сотрудников милиции и членов их семей с января 2001 г. по июль 2002 г. в нормативном порядке не был разработан механизм возмещения (компенсации) фактически понесенных хозяйствующими субъектами затрат по коммунальному обслуживанию данной категории населения. Однако отсутствие правового режима возмещения затрат хозяйствующих субъектов не освобождает федеральный бюджет от участия в финансировании льгот, предусмотренных федеральными законами, так же как и коммерческая организация не освобождается от обязательности предоставления услуг на рассматриваемых льготных условиях. В этом случае источником возмещения фактически понесенных затрат по оказанию льготных услуг являются средства федерального бюджета.
Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства субъекту Российской Федерации - Рязанской области на реализацию Закона "О милиции" не были предусмотрены и не перечислялись.
05.01.2001 между Администрацией Чучковского района и ОАО "Шацкмежрайгаз", правопреемником которого является ОАО "Рязаньоблгаз", заключен договор, по которому Администрация обязалась оплачивать газ в пределах социальной нормы потребления за население льготных категорий согласно приложению. Истцом средства на возмещение расходов по предоставлению льгот не были получены в соответствии с условиями заключенного договора.
Статьей 57 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года, в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Согласно Приложению № 13 Рязанской области выделены субсидии в размере 22108 тыс. руб.
Согласно Постановлению главы Администрации Рязанской области от 24.05.2002 № 323 распределение средств на реализацию федеральных законов по организациям, оказывающим услуги льготным категориям населения, осуществлялось Управлением социальной защиты населения Рязанской области.
03.06.2002 между Управлением соцзащиты населения области и ОАО "Шацкмежрайгаз" (правопреемник которого - ОАО "Рязаньоблгаз") заключен договор на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, обслуживаемым ОАО "Шацкмежрайгаз" и имеющим право на льготы по законам, указанным в п. 1.1 договора. Согласно п. 3.1 договора возмещение расходов производится Управлением соцзащиты области путем перечисления денежных средств платежным поручением через банковские учреждения на р/счет организации по мере их поступления из федерального бюджета.
Поступление в полном объеме средств фонда компенсаций в первом полугодии 2002 года и вместе с тем недополучение истцом указанных средств свидетельствует о том, что предоставленных Минфином РФ субсидий оказалось недостаточно.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, поскольку в федеральном бюджете денежные средства на реализацию Закона "О милиции" в 2001 году предусмотрены не были, а в 2002 году финансирование осуществлялось в объеме, недостаточном для компенсации затрат по федеральным льготам, понесенные истцом затраты в отношении предоставления льгот сотрудникам милиции и членам их семей подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области.
Фактический размер убытков акционерного общества подтвержден первичными документами бухгалтерского учета о размере предоставленных сотрудникам милиции льгот по оплате природного газа за период с 01.01.2001 по 01.07.2002.
С учетом изложенных обстоятельств с казны Российской Федерации подлежат взысканию убытки за предоставленные сотрудникам милиции льготы по оплате природного газа в сумме 34768 руб. 29 коп.
Ссылки ответчика на пропуск истцом срока исковой давности для взыскания убытков, образовавшихся за период с 01.01.2001 по 28.09.2001, судом отклоняются.
Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Результаты выделения бюджетных средств по итогам 2001 года становятся известными по окончании финансового года, то есть 31.12.2001. Отсюда акционерное общество узнало о нарушении своих прав в части компенсации льгот за 2001 год только 1 января 2002 года. С этого момента и подлежит исчислению срок исковой давности.
Исковое заявление предъявлено в Арбитражный суд 28.09.2004, т.е. в рамках трехгодичного срока исковой давности.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу открытого акционерного общества "Рязаньгоргаз" 34768 руб. 29 коп. - убытки.
2. В остальной части иска - отказать.
3. В части взыскания убытков с ФКУ Администрации Рязанской области и Финотдела администрации Чучковского района в удовлетворении исковых требований отказать.
4. Возвратить ОАО "Рязаньгоргаз" г. Рязани из федерального бюджета РФ госпошлину, перечисленную по платежному поручению № 2650 от 03.09.2004 в размере 1499 руб. 60 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru