Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.02.2005 № А54-3062/04-С18
<СУД ВЗЫСКАЛ С КАЗНЫ РФ УБЫТКИ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ СОТРУДНИКАМ МИЛИЦИИ ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА, ТАК КАК ОТСУТСТВИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ОТ УЧАСТИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ЛЬГОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 02.08.2005 № А54-3062/04-С18 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 11.04.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2005 г. № А54-3062/04-С18

(Извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось ОАО "Рязаньоблгаз" (г. Рязань) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Администрации Рязанской области, к муниципальному образованию - Шацкий район в лице финансового отдела администрации муниципального образования о взыскании убытков в сумме 124531,23 руб. за поставку природного газа с 50 % скидкой сотрудникам милиции, сотрудникам противопожарной службы и членам их семей за период с 01.01.2001 по 01.07.2002.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования. Просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в размере 121080 руб. 42 коп. за поставку природного газа с 50 % скидкой сотрудникам милиции и членам их семей в период с 1 января 2001 года по 1 июля 2002 года, убытки в размере 3063 руб. 98 коп. - за поставку природного газа с 50 % скидкой сотрудникам противопожарной службы и членам их семей в период с 1 января 2001 года по 1 июля 2002 года.
Истец исковые требования поддерживает, в обоснование заявленных требований ссылается на статьи 30, 35 ФЗ "О милиции", статью 8 ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающие компенсацию льгот из средств бюджетов, из которых финансируется подразделение милиции, в котором проходит службу пользующийся льготами сотрудник.
За период с января 2001 г. по июль 2002 г. размер понесенного предприятием убытка (выпадающего дохода) от применения льготной оплаты коммунальных услуг составил 124144 руб. 40 коп. Данная сумма является разницей между тарифами, установленными для населения и 50 % оплаты данного тарифа.
Ответчик - Минфин РФ исковые требования не признает, ссылаясь на то, что истец документально не подтвердил фактически понесенные убытки, заявил о пропуске срока исковой давности за период с 01.01.2001 по 28.09.2001.
Ответчики - ФКУ Администрации Рязанской области и Финансовый отдел Администрации муниципального образования - Шацкий район исковые требования отклонили, указывая, что денежные средства на компенсацию затрат по установленным ФЗ "О милиции" льготам субъекту РФ - Рязанская область и муниципальному образованию - Шацкий район не были предусмотрены и не выделялись из федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство РФ устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством РФ.
В силу ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50 % скидка по оплате жилых помещений, технического обслуживания жилого фонда, коммунальных услуг (включая услуги по газоснабжению) и т.д. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется за счет средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В 2001 году ОАО "Шацкмежрайгаз" поставляло газ льготным категориям граждан, однако оплаты расходов по предоставлению льгот не производилось.
В 2002 году на основании Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2002 год" и Постановления Правительства РФ от 20.04.2002 № 258 "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 г. средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи" установлено, что Министерство финансов РФ предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах объемов финансирования, которые перечисляются на счета органов федерального казначейства, которые, в свою очередь, должны перечислять средства на счета указанных предприятий и организаций.
За период 2001 г. - 2002 г. ОАО "Шацкмежрайгаз" был поставлен природный газ сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей с 50 % скидкой на общую сумму 180850,31 руб.
Возмещения расходов были произведены только в июне 2002 года по платежному поручению № 005-941 от 28.06.2002 в размере 38969,89 руб. и в августе 2002 года по платежному поручению № 005-929 от 19.08.2002 в размере 20800 руб. Плательщиком выступило Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области.
Итого сумма убытка составила 121080,42 руб. = 180850,31 - 38969,89 - 20800.
Сотрудникам противопожарной службы и проживающим с ними членам их семей предоставлено природного газа с 50 % скидкой на сумму 3063,98 руб.
Оставшаяся часть задолженности погашена не была.
В соответствии с изменениями устава ОАО "Рязаньоблгаз" является правопреемником ОАО "Шацкмежрайгаз" по всем правам и обязанностям в связи с реорганизацией последнего в форме присоединения к ОАО "Рязаньоблгаз" с 31.03.2003.
При определении источника финансирования указанных льгот суд руководствовался статьями 30, 35 ФЗ "О милиции", статьей 8 ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающими компенсацию льгот из средств бюджетов, из которых финансируется подразделение милиции, в котором проходит службу пользующийся льготами сотрудник.
За период истребования убытков по льготному газоснабжению сотрудников милиции и членов их семей с января 2001 г. по июль 2002 г. в нормативном порядке не был разработан механизм возмещения (компенсации) фактически понесенных хозяйствующими субъектами затрат по коммунальному обслуживанию данной категории населения. Однако отсутствие правового режима возмещения затрат хозяйствующих субъектов не освобождает федеральный бюджет от участия в финансировании льгот, предусмотренных федеральными законами, так же как и коммерческая организация не освобождается от обязательности предоставления услуг на рассматриваемых льготных условиях. В этом случае источником возмещения фактически понесенных затрат по оказанию льготных услуг являются средства федерального бюджета.
Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" денежные средства субъекту Российской Федерации - Рязанской области на реализацию Закона "О милиции" не были предусмотрены и не перечислялись.
05.01.2001 между Администрацией Шацкого района и ОАО "Шацкмежрайгаз", правопреемником которого является ОАО "Рязаньоблгаз", заключен договор, по которому Администрация обязалась оплачивать газ в пределах социальной нормы потребления за население льготных категорий согласно Приложению. Истцом средства на возмещение расходов по предоставлению льгот не были получены в соответствии с условиями заключенного договора.
Статьей 57 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов. Согласно Приложению № 13 Рязанской области выделены субсидии в размере 22108 тыс. руб.
Согласно Постановлению главы Администрации Рязанской области от 24.05.2002 № 323 распределение средств на реализацию федеральных законов по организациям, оказывающим услуги льготным категориям населения, осуществлялось Управлением социальной защиты населения Рязанской области.
03.06.2002 между Управлением соцзащиты населения области и ОАО "Шацкмежрайгаз" (правопреемник которого ОАО "Рязаньоблгаз") заключен договор на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, обслуживаемым ОАО "Шацкмежрайгаз" и имеющим право на льготы по законам, указанным в п. 1.1 договора. Согласно п. 3.1 договора возмещение расходов производится Управлением соцзащиты области путем перечисления денежных средств платежным поручением через банковские учреждения на р/счет организации по мере их поступления из федерального бюджета.
Поступление в полном объеме средств фонда компенсаций в первом полугодии 2002 года и вместе с тем недополучение истцом указанных средств свидетельствует о том, что предоставленных Минфином РФ субсидий оказалось недостаточно.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии со ст. 35 Закона "О милиции" финансирование милиции должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В нормативном порядке на момент предоставления льгот не был разработан механизм возмещения (компенсации) фактически понесенных затрат по коммунальному обслуживанию сотрудников вневедомственной охраны при ОВД, а так как льгота должна предоставляться "в соответствии с федеральным законом, понесенные убытки ОАО "Шацкмежрайгаз" на предоставление льгот по оплате природного газа сотрудников вневедомственной охраны при ОВД Шацкого района должны возмещаться из федерального бюджета.
Кроме того, на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Следовательно, сотрудникам противопожарной службы и членам их семей ОАО "Шацкмежрайгаз" также предоставляло 50 % скидку в оплате за поставку природного газа.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что фактически понесенные хозяйствующими субъектами расходы по коммунальному обслуживанию сотрудникам милиции, противопожарной охраны и проживающим с ними членам их семей финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, субъекта РФ, местного бюджета.
Порядок и механизм распределения расходов, связанных с предоставлением льгот между бюджетами различных уровней, отсутствует.
Поскольку льгота установлена федеральным законом, ее предоставление должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Поскольку в федеральном бюджете денежные средства на реализацию Закона "О милиции" в 2001 году предусмотрены не были, а в 2002 году финансирование осуществлялось в объеме, недостаточном для компенсации затрат по федеральным льготам, понесенные истцом затраты в отношении предоставления льгот сотрудникам милиции и членам их семей подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области.
Фактический размер убытков акционерного общества подтвержден первичными документами бухгалтерского учета о размере предоставленных сотрудникам милиции льгот по оплате природного газа за период с 01.01.2001 по 01.07.2002.
Определение количества потребленного природного газа в соответствии с "Правилами учета газа", утвержденными Минтопэнерго РФ 14.10.1996, истцом производилось двумя способами:
- по приборам учета газа (счетчик), установленным у абонентов;
- по нормативам потребления газа (в случае отсутствия приборов учета).
По приборам учета объем потребленного газа определялся исходя из показаний, сообщенных абонентом (указанных в книжке по оплате за коммунальные услуги), либо установленных контролерами ОАО "Шацкмежрайгаз", проверяющими показания счетчиков.
По нормативам потребления количество потребленного газа исчислялось в соответствии с данными справок администраций сельских округов Шацкого района о составе семьи и площади жилого помещения, а также о газовом оборудовании, имеющемся у абонента, в соответствии с журналом учета принимаемого в эксплуатацию газового оборудования жилых домов.
Сумма оплаты за потребленный газ определялась как произведение тарифов на газ, утвержденных постановлениями главы Администрации Рязанской области, на объем потребленного газа по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребленного газа принимался равным нормативам потребления, устанавливаемым Постановлением главы Администрации Рязанской области от 14.12.1999 № 757 "О нормах расхода природного газа, используемого населением для хозяйственно-бытовых нужд".
Льготы по оплате за газ исчислялись исходя из социальной нормы площади жилья. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека (Постановление Правительства РФ от 26.05.1997 № 621).
Льготы по оплате за газ рассчитывались в соответствии с Методикой расчета размера платы населением за газ при наличии льгот и размера выпадающих доходов газораспределительной организации, утвержденной главой администрации Шацкого района Рязанской области от 28 июля 1999 года.
С учетом изложенных обстоятельств с казны Российской Федерации подлежат взысканию убытки за предоставленные сотрудникам милиции льготы по оплате природного газа в сумме 124144 руб. 40 коп.
Ссылки ответчика на пропуск истцом срока исковой давности для взыскания убытков, образовавшихся за период с 01.01.2001 по 28.09.2001, судом отклоняются.
Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году, и длится с 1 января по 31 декабря. Результаты выделения бюджетных средств по итогам 2001 года становятся известными по окончании финансового года, то есть 31.12.2001. Отсюда акционерное общество узнало о нарушении своих прав в части компенсации льгот за 2001 год только 1 января 2002 года. С этого момента и подлежит исчислению срок исковой давности.
Исковое заявление предъявлено в Арбитражный суд 27.07.2004, т.е. в рамках трехгодичного срока исковой давности.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу открытого акционерного общества "Рязаньгоргаз" 124144 руб. 40 коп. - убытки.
2. В части взыскания убытков с ФКУ Администрации Рязанской области и Финотдела Администрации Шацкого района в удовлетворении исковых требований отказать.
3. Возвратить ОАО "Рязаньгоргаз" г. Рязани из федерального бюджета РФ госпошлину, перечисленную по платежному поручению № 2153 от 15.07.2004, в размере 4090 руб. 62 коп.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru